Павел Клобуков: как в условиях кризиса найти новый альтернативный бизнес, который принесет много ден
С каждым годом все чаще меня посещает мысль: где-то я все это уже видел… Мир все время повторяется, от этого местами немного менее интересно, зато часто намного более спокойно.
С каждым новым экономическим кризисом я, например, все спокойнее гляжу по сторонам, ибо предвкушаю его счастливый исход. Каким-то чудесным образом после перестройки с ее талонами и ножками Буша случилось повсеместное продуктовое изобилие. После дефолта 1998 года Сергей Кириенко опять сидит в Кремле и управляет тайными сетями администрации Президента, а его молодой и талантливый сын рулит в это время сетями Ростелекома. Кризис 2008 года тоже, конечно, был неприятный и мы потеряли Lehman Brothers, но я лично как-то сумел справиться с этой утратой. Буду банальным и повторю: кризис - время возможностей. Пока все вокруг спасают то, что нажито непосильным трудом (портсигар серебряный – два!), и у них нет ресурса смотреть по сторонам, самые прозорливые запускают новый перспективный бизнес.
Вот, например, кейсик Direct Star – история, которой я сам был свидетель и участник. На дворе 1999 год, рынок сложился, как карточный домик, денег нет, бизнес встал у всех. Содержать сейлзов и давать рекламу может только сумасшедший. В это время пара экспатов без капиталов и особых связей, уволенные из своих сокращающихся иностранных фирм, на последнюю зарплату арендуют мини-АТС, нанимают студенток с приятными голосами и открывают директ-маркетинговое агентство: базы данных, холодные прозвоны, почтовые рассылки. Когда мы говорим “почтовые”, то имеем в виду конверт с маркой, т.к. проникновение интернета в России тогда было на уровне 3% . Первый клиент пришел через знакомых: Альфабанк согласился на пилотный проект - поиск СМБ-клиентов для одного единственного филиала.
Девочки-студентки с приятными голосами по Желтым страницам (кто помнит, что были такие фолианты с рубриками, адресами и телефонами?) прозвонили все бизнесы в радиусе двух километров (интернет-банкинга тогда не было и в банк с платежками и пр. надо было ходить ножками), узнали имя главного бухгалтера и отправили именное письмо с предложением.
3000 именных писем по свежей базе принесли банку 600 новых b2b клиентов в течение одного месяца. Результат абсолютно сумасшедший, особенно в условиях жесточайшего кризиса. Однако гораздо больше этот проект дал ребятам из Direct Star: они оплатили аренду станции, выдали зарплату студенткам, наняли меня аккаунт-директором и получили прекрасный кейс как ключевой инструмент продаж другим клиентам, все туже затягивающим пояса.
Потом уже появились в клиентах Volkswagen и Renault, British American Tobacco и Davidoff, Schwarzkopf и Nivea и др. Потом уже начались клубы лояльности, горячие линии на аутсорсе, e-marketing, промо-акции и пр. Важнее всего был тот самый первый шаг – понять где есть максимальная боль твоего целевого клиента (денег на маркетинг и продажи нет, есть 3 копейки) и найти способ помочь ему раньше и лучше других (аутсорс для верхней части воронки продаж с измеряемым результатом).
Остается вопрос – как найти этот новый альтернативный бизнес, который принесет много денег и славы. По моим наблюдениям есть несколько важных моментов: 1) Это не должна быть идея \ модель, о которой все УЖЕ говорят. Например, интернет-магазин – при всех перспективах удаленной торговли в условиях коронавируса – это не то, что обеспечит будущее, это надо было делать лет 15 назад. 2) Это не должно быть что-то, что уже практикуют многие. Нужно найти идею, которая будет актуальна для реальных новаторов, а большинству покажется пока узкой нишей \ фантазией \ блажью. Пока большинство (с большими деньгами и большой ригидностью) будут выжидать, новаторы с радостью “купят” > “доработают” > промотируют остальным. 3) На раннем этапе нужно иметь пару-тройку единомышленников, потому что с ними можно штормить и двигаться. Сам по себе один рискуешь остаться на территории своего опыта, правильная команда снабжает процесс топливом и служит здоровым фильтром для любых идей. 4) Нужно уметь рисковать и не бояться проигрывать. Из 4 стартапов по статистике выживает только 1. Ок, такие правила игры, значит нужно запустить (или хотя бы обсчитать) 4 классных идеи и дальше прополоть грядку.
Короче, о чем я: возможно, каникулы до 5 апреля – это наш шанс. Если вы, как и я, готовы к новому и интересному, давайте сойдемся удаленно вместе и запустим прямо сейчас процесс поимки НАШЕГО радужного единорога. Портсигар серебряный, конечно, жалко, но самое время бросить курить.
26/03/2020 https://business.facebook.com/pavel.klobukov/posts/10222826853526361

Короче, о чем я: возможно, каникулы до 5 апреля – это наш шанс. Если вы, как и я, готовы к новому и интересному, давайте сойдемся удаленно вместе и запустим прямо сейчас процесс поимки НАШЕГО радужного единорога. Портсигар серебряный, конечно, жалко, но самое время бросить курить. Портсигар серебряный, конечно, жалко, но самое время бросить курить.