top of page

Павел Клобуков: как в условиях кризиса найти новый альтернативный бизнес, который принесет много ден

С каждым годом все чаще меня посещает мысль: где-то я все это уже видел… Мир все время повторяется, от этого местами немного менее интересно, зато часто намного более спокойно.

С каждым новым экономическим кризисом я, например, все спокойнее гляжу по сторонам, ибо предвкушаю его счастливый исход. Каким-то чудесным образом после перестройки с ее талонами и ножками Буша случилось повсеместное продуктовое изобилие. После дефолта 1998 года Сергей Кириенко опять сидит в Кремле и управляет тайными сетями администрации Президента, а его молодой и талантливый сын рулит в это время сетями Ростелекома. Кризис 2008 года тоже, конечно, был неприятный и мы потеряли Lehman Brothers, но я лично как-то сумел справиться с этой утратой. Буду банальным и повторю: кризис - время возможностей. Пока все вокруг спасают то, что нажито непосильным трудом (портсигар серебряный – два!), и у них нет ресурса смотреть по сторонам, самые прозорливые запускают новый перспективный бизнес.

Вот, например, кейсик Direct Star – история, которой я сам был свидетель и участник. На дворе 1999 год, рынок сложился, как карточный домик, денег нет, бизнес встал у всех. Содержать сейлзов и давать рекламу может только сумасшедший. В это время пара экспатов без капиталов и особых связей, уволенные из своих сокращающихся иностранных фирм, на последнюю зарплату арендуют мини-АТС, нанимают студенток с приятными голосами и открывают директ-маркетинговое агентство: базы данных, холодные прозвоны, почтовые рассылки. Когда мы говорим “почтовые”, то имеем в виду конверт с маркой, т.к. проникновение интернета в России тогда было на уровне 3% . Первый клиент пришел через знакомых: Альфабанк согласился на пилотный проект - поиск СМБ-клиентов для одного единственного филиала.

Девочки-студентки с приятными голосами по Желтым страницам (кто помнит, что были такие фолианты с рубриками, адресами и телефонами?) прозвонили все бизнесы в радиусе двух километров (интернет-банкинга тогда не было и в банк с платежками и пр. надо было ходить ножками), узнали имя главного бухгалтера и отправили именное письмо с предложением.

3000 именных писем по свежей базе принесли банку 600 новых b2b клиентов в течение одного месяца. Результат абсолютно сумасшедший, особенно в условиях жесточайшего кризиса. Однако гораздо больше этот проект дал ребятам из Direct Star: они оплатили аренду станции, выдали зарплату студенткам, наняли меня аккаунт-директором и получили прекрасный кейс как ключевой инструмент продаж другим клиентам, все туже затягивающим пояса.

Потом уже появились в клиентах Volkswagen и Renault, British American Tobacco и Davidoff, Schwarzkopf и Nivea и др. Потом уже начались клубы лояльности, горячие линии на аутсорсе, e-marketing, промо-акции и пр. Важнее всего был тот самый первый шаг – понять где есть максимальная боль твоего целевого клиента (денег на маркетинг и продажи нет, есть 3 копейки) и найти способ помочь ему раньше и лучше других (аутсорс для верхней части воронки продаж с измеряемым результатом).

Остается вопрос – как найти этот новый альтернативный бизнес, который принесет много денег и славы. По моим наблюдениям есть несколько важных моментов: 1) Это не должна быть идея \ модель, о которой все УЖЕ говорят. Например, интернет-магазин – при всех перспективах удаленной торговли в условиях коронавируса – это не то, что обеспечит будущее, это надо было делать лет 15 назад. 2) Это не должно быть что-то, что уже практикуют многие. Нужно найти идею, которая будет актуальна для реальных новаторов, а большинству покажется пока узкой нишей \ фантазией \ блажью. Пока большинство (с большими деньгами и большой ригидностью) будут выжидать, новаторы с радостью “купят” > “доработают” > промотируют остальным. 3) На раннем этапе нужно иметь пару-тройку единомышленников, потому что с ними можно штормить и двигаться. Сам по себе один рискуешь остаться на территории своего опыта, правильная команда снабжает процесс топливом и служит здоровым фильтром для любых идей. 4) Нужно уметь рисковать и не бояться проигрывать. Из 4 стартапов по статистике выживает только 1. Ок, такие правила игры, значит нужно запустить (или хотя бы обсчитать) 4 классных идеи и дальше прополоть грядку.

Короче, о чем я: возможно, каникулы до 5 апреля – это наш шанс. Если вы, как и я, готовы к новому и интересному, давайте сойдемся удаленно вместе и запустим прямо сейчас процесс поимки НАШЕГО радужного единорога. Портсигар серебряный, конечно, жалко, но самое время бросить курить.

26/03/2020 https://business.facebook.com/pavel.klobukov/posts/10222826853526361

Короче, о чем я: возможно, каникулы до 5 апреля – это наш шанс. Если вы, как и я, готовы к новому и интересному, давайте сойдемся удаленно вместе и запустим прямо сейчас процесс поимки НАШЕГО радужного единорога. Портсигар серебряный, конечно, жалко, но самое время бросить курить. Портсигар серебряный, конечно, жалко, но самое время бросить курить.


ИЗБРАННОЕ
АРХИВ
ТЭГИ
No tags yet.
ДОБАВЬТЕ НАС
  • facebook
  • twitter
  • insta

СВЯЗЬ

звоните, пишите, лайкайте!

Быстрая связь через форму:

8 906 730 92 28

Success! Message received.

bottom of page