top of page

DolphinGames ИЗ СЕВАСТОПОЛЯ С ЛЮБОВЬЮ

Часть 1, предыстория

Когда пять лет назад я переезжала жить в Севастополь, знакомый подарил мне диск с музыкой, на котором маркером была выведена цитата:

Если выпало в империи родиться, Лучше жить в глухой провинции у моря

Потому что, как объясняет дальше лирический герой Бродского (на диске не уместилось)

И от Цезаря далеко, и от вьюги. Лебезить не нужно, трусить, торопиться.

*** *** ***

Поэт и знакомый не обманули.

Жизнь в тихом приморском городке текла неспешно, чуть оживляясь в сезон, когда в городе появлялись отдыхающие – и совсем сонная зимой. Выставка знакомого художника, открытие кафе у друзей, гастроли Фоменок, появление в бухте туристического лайнера, обмен в интернете репликами местной правозащитницы с местным градоначальником, открытие нового подземного перехода, приход в балаклавскую бухту кефали, городской чемпионат по альпинизму – вот наши мегановости и суперсобытия.

Провинция – она и есть провинция.

*** *** ***

Впрочем, была в провинциальном городе Севастополе одна особенность, которая окончательно влюбила меня в город и его жителей.

Севастопольцы – горячие патриоты родного города. Если бы могли, создали бы город-государство под названием Севастополь – и отказались бы от любого другого гражданства.

Гимн города знают все – от мала до велика – и поют его по всяким поводом – толпа перед концертом, фэны перед футбольным матчем, подростки, гуляя по городским улицам.

Историей города севастопольцы гордятся – и повод для гордости есть. В предшественнике Севастополя, Херсонесе, крестили князя Владимира, который именно отсюда отправился крестить Русь. В Севастополе Потемкин построил для Екатерины и России грозный российский флот. Легендарный Севастополь героически оборонялся от сильнейших армий мира в Первую Оборону (1853-56) и стал одним из стратегических военных плацдармов во Вторую Оборону (1941-1944).

Севастопольцы не говорят «до революции» и «после революции». Для Севастополя связь времен не обрывалась никогда – была «первая оборона» и «вторая оборона», будет и «третья оборона», а Севастополь стоял, стоит и стоять будет. Это город российской воинской славы.

Чтобы по-настоящему почувствовать это, надо перейти на катере на Северную сторону и отправиться на Братское кладбище. Побродить между заброшенных потрескавшихся и покосившихся стел Крымской войны с надписями Смоленский полк… Вятский полк… Вспомнить имена защитников Севастополя - Багратион, Врангель, Дельвиг, Жерве, Суворов-Рымникский, Трубецкой, Урусов, Толстой. И сердце защемит из-за иронии судьбы и истории, поместивший этот самый-российский-изо-всех-российских-городов в другую страну.

Впрочем, севастопольцы никогда не ощущали себя украинцами. Они вывешивали на свои дома российские флаги, адрес в скайпе указывали как «Севастополь, Россия», болели за российскую футбольную сборную куда активнее, чем за украинскую (а за городскую команду – ФК Севастополь – севастопольцы болеют так, как даже питерцы не болеют за «Зенит»).

Однако у абсолютного большинства моих новых земляков мечты о России были платоническо-ностальгическими, как мечты Петрарки о Лауре. Активных действий по воссоединению города или полуострова с исторической родиной массово не предпринимали и не собирались. Повода не было, в общем-то. Русский язык и культуру в городе не притесняли особо, и киевский «цезарь» был так же далек, как и «цезарь» московский - только гораздо менее уважаем.

И вообще хорошо было жить в немного фрондирующем, «белая кость-голубая кровь» Севастополе – и исконным жителям, и понаехавшим, вроде меня. Под лозунгом «Ах, мы Украина, к сожалению. Но русские душою, историей и языком».

Часть 2, История сегодня делается в Крыму И вдруг три недели назад события закрутились с калейдоскопической быстротой. Не буду пересказывать вам хронику – вы ведь сами не отрываетесь от новостных лент. Через два дня де-факто и в какой-то степени де-юро (иначе зачем тратить деньги на референдум) Крым и Севастополь вернутся в лоно матери-России.

Отношение к этому окружающих меня людей? 90% счастливы. После того, как Путин и Совет Федерации анонсировали введение войск в Крым, я разговаривала с секретарем директора школы, где учатся мои дети. Призналась, что волнуюсь. Секретарь – милая интеллигентная в возрасте женщина – стала меня искренне успокаивать:

- Ну что же вы ТЕПЕРЬ волнуетесь. Это раньше надо было волноваться, когда Украина хотела нас завоевать (sic!) – а теперь сам Путин сказал, что нас защитит. И армию сюда послал, чтобы нас защищать!

За два дня до референдума интеграция в Россию – как бы уже свершившийся факт, и знакомцы обсуждают:

- на сколько повысят пенсии и зарплаты учителям и врачам

- придется ли отказываться от своих мобильных номеров и операторов

- приедут ли в Крым летом туристы, и станет ли вообще туристов больше

- уговорят ли в итоге крымских татар принять переход Крыма к России (лидеры Меджелиса пока не поддаются даже уговорам Путина)

- быстро ли построят мост через Керченский пролив, чтобы надежная пуповина соединила Крым с Россией

Общее ощущение, что начинается новая жизнь. И, возможно, для Крыма и для Севастополя так оно и будет. Дивный Новый Мир.

Часть 3. «Остров Крым». Как ни странно, пресловутую книгу Аксенова (не того, который новый премьер Крыма, а того, который писатель Василий) среди моих крымских знакомых читали далеко не все. Поэтому, переехав, я с энтузиазмом неофита стала навязывать книгу местным. Там у Аксенова (Василия) история такая, как будто Крым остров, и поэтому Красная Армия в Гражданскую войну не смогла его взять, и здесь задержались остатки белой армии и создалась декадентская идеальная нация врэвакуантов из белогвардейских потомков, татар, русских, греков, украинцев со столицей в Симфи. Все жили весело и богато, говорили на яки, и был у них затянувшийся Серебряный Век

А потом «Со всех сторон к берегам подходят десантные суда, на пляжи высаживаются танковые колонны, в бухты – морская пехота, применяются судна на воздушной подушке. Аэропорт Симфи наводнен «антеями». Радарные системы оповещают о приближающемся соединении истребительной авиации.

– Саша, для чего им блокировать наши базы? – вскричал Мешков. – Разве они не понимают, что это их базы?

Лучников положил руку на плечо дрожащему Мешкову, сказал Черноку:

– Попробуй напрямую запросить Генштаб о причинах вторжения.

– Это не вторжение, – улыбнулся Чернок.

– Что же?! – вскричал потерявший весь свой юмор Сабашников.

– Включи московский канал TV, – сказал Чернок. Фофанов повернул ручку телевизора на московский канал.

Там в этот глухой час вместо цветной сетки сидел скуластый диктор Арбенин в диком пиджаке и умиротворяющим монотонным голосом читал какое-то сообщение ТАСС. Судя по тону, сообщение было средней важности, более серьезное, чем сводка ЦСУ, но, конечно, не столь существенное, как речь товарища Капитонова на собрании по поводу вручения ордена Октябрьской Революции городу Кинешме.

– Как известно… широкие слои населения исконной российской территории … Восточного Средиземноморья… обратились к Верховному Совету Союза Советских Социалистических Республик с просьбой о включении в состав одной из союзных республик. Вчера на заседании Президиума Верховного Совета СССР просьба эта была в принципе удовлетворена. Теперь она подлежит утверждению на очередной сессии Верховного Совета.

В ознаменование воссоединения народов Восточного Средиземноморья с нашим великим социалистическим содружеством Комитет физкультуры и спорта при Совете Министров СССР совместно с Министерством обороны СССР и ДОСААФ решили провести в секторе Черного моря военно-спортивный праздник под общим названием «Весна». Проведение праздника назначено на… (вчерашнее число мая). Репортажи о ходе праздника будут периодически транслироваться по Второй программе Центрального Телевидения»

И я когда эту книжку рекомендовала – всегда говорила, что это антиутопия. Что Крым не остров, и Красная Армия штурмовала Перекоп, и взяла Симферополь и Севастополь, а белые ушли в Стамбул и Бизерту. И Крым сразу стал Крымской АССР, безо всяких промежуточных врэвакуантов, яки и постмодернистской столицы Симфи. И только сейчас, в эти исторические дни, которые потрясают мир, я поняла, что Остров Крым все-таки существовал!

Все эти годы, под камуфляжем Крымской АССР в составе РСФСР и Крымской АССР в составе УССР и АР Крым скрывался этот прекрасный остров – с поэтическими и джазовыми домами Коктебеля и богемными тусовками в Лисьей Бухте, кислотными вечеринками Казантипа и гей-кафе Симеиза, альпинистскими сборищами на Соколе и Парадом Победы Севастополя, Yalta Rally и ялтинским променадом, на котором вежливо уступали друг другу дорогу мужчина с розовыми волосами в зеленом халате и в сабо с чихуахуа на поводке и скейтер в квиксильвере и конверсах.

Остров Крым из песен Щербакова и Егорова, из «Листригонов» Куприна и «Ассы» Соловьева, Остров Крым евпаторийских кофеен, продуваемых всеми ветрами плато Мангупа и узких улочек Бахчисарая, остров идущих на Северную катеров и причудливо изогнутой балаклавской бухты, разноцветного пляжа Фиолента и мистического Затерянного Мира.

*** *** ***

Василий Аксенов умер пять лет назад. Сергей Аксенов через два дня будет праздновать бескровное (очень хочется, чтоб было так!) с ошеломительной поддержкой местного населения (прогнозирую ~90% в Севастополе и ~70% по Крыму) присоединение Крыма к России. А Остров Крым переживет и политиков, и политику – неуловимый, непобедимый, непостижимый, невероятно прекрасный. Не ищите его на картах России или Украины. Он в наших душах.

Крым, Крым, Крым!

Что это такое?

Это полуостров такой,

Голубая волна, голубая мечта

Приголубит тебя, точно голубя,

И полюбит тебя, и погубит тебя,

Любого, и снова

Ты над домом, над дымом, над Крымом

Подымешься вверх, и вверху облака

Обласкают тебя...

www.DolphinGames.ru

#СчастливыеВторники

ИЗБРАННОЕ
АРХИВ
ТЭГИ
No tags yet.
ДОБАВЬТЕ НАС
  • facebook
  • twitter
  • insta

СВЯЗЬ

звоните, пишите, лайкайте!

Быстрая связь через форму:

8 906 730 92 28

Success! Message received.

bottom of page