DOLPHINGAMES РАЗМЫШЛЯЮТ О ФОРМЕ И СОДЕРЖАНИИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ

18.12.2007

Друзья,    

 

понимаем, что тема рассылки заведомо проигрышная.   
Никому сейчас не до серьезных бизнес тем, идут «пьяные недели». 


Вот у вас как корпоративник прошел? Аааа, у вас завтра! Что? Пятница объявлена по офису нерабочим днём? 


О! Вас вывозят за город!

Или вы приняли решение праздновать корпоративный Новый Год в январе?     

 

И только dolphingames настолько вошли в рабочий раж, что как не пытаемся написать что-нибудь предновогодне-лирическое, а получается всё про философию бизнеса и судьбы России. Впрочем, про корпоративники мы тоже расскажем – но ниже.

 

Тема нашего сегодняшнего рассказа – модный но малопонимаемый термин КУЛЬТ КАРГО и его приложение к отечественному корпоративному быту.

 

История КУЛЬТА КАРГО начинается издалека – из времен WW II. Тогда американцы создавали временные военно-воздушные базы в Новой Гвинее и на других островах Меланезии. Для многих папуасских племен это был первый контакт с белыми людьми, и выглядело это так:

 

С неба спускались с чудовищным рёвом огромные птицы. Из них выходили бледнолицые существа, одетые в невиданную одежду. Они занимались непостижимым делом: вырубали и выжигали лес, строили странные постройки. У них было огненное оружие. У них были железные бочки с горючей водой, потушить которую было нельзя. Они привезли с собой множество загадочных, полезных и бесполезных вещей - железные ножи, бусы из невиданного материала, отрезы ткани явно неземного происхождения. ЗАБОЛЕВШИХ ПАПУАСОВ ОНИ ЛЕЧИЛИ БЕЗ ПОМОЩИ ЗАКЛЯТИЙ И ОТВАРОВ - МАЛЕНЬКИМИ НЕВЕСОМЫМИ БЕЛЫМИ КРУЖОЧКАМИ. И ЭТИ КРУЖОЧКИ ЧАСТО ИСЦЕЛЯЛИ. Они угощали БОЖЕСТВЕННОЙ ПИЩЕЙ из металлических коробок - НЕЖНЫМ ЖИРНЫМ МЯСОМ И СЛАДКИМ ГУСТЫМ МОЛОКОМ… Потом они залезли в чрева своих огромных железных птиц и - улетели.

 

А через несколко лет американцы и европейцы обнаружили на этих островах поразительный религиозный культ, названный ими "Культ Карго" (Cargo Cult, где карго = груз, a.k.a. Религия Самолётопоклонников, a.k.a . Культ Даров Небесных). Надеясь вновь приманить железных приц, которые принесут им вожделенный карго - целебные таблетки, сгущенку и тушёнку, аборигены имитировали действия и внешний вид солдат, моряков и лётчиков. Вырубали просеки в лесу («строили» взлетные полосы), по ночам жгли на них костры, возводили макеты самолетов. Жрец культа карго прилаживал лианами к ушам два куска коры (наушники), кричал нечто в неспелый банан (микрофон) и ждал, когда из синей дали прибудет самолет. Самолётопоклонники разрисовывали тела надписями, в которых прочитывалось «USA». Культ карго существует в диких районах Новой Гвинеи до сих пор…

 

Понятие КУЛЬТ КАРГО стало использоваться социальными психологами и политологами для описания аналогичных явлений в западной культуре.

 

Обычно имеется в виду формальное применение тех или иных методологий без понимания соответствующих процессов. Имитация формы без малейшего наполнения ее содержанием и даже понимания того, что за содержание задало эту форму. И вера в то, что форма сама по себе способна «наколдовать» волшебный результат.

 

В форму свято верил один из моих бывших руководителей, президент крупной международной корпорации. Он был убежден, что подчиненные считают его демократом, потому что он приезжал на работу на байке, а на корпоративные вечерины (я же обещала, что будет про корпоративные вечерины:)) неизменно появлялся без галстука, в розовой рубашке и оранжевом пиджаке.

 

При этом наш демократ не терпел возражений и вообще альтернативных мнений. Подчиненные докладывали ему исключительно стоя (а демократ сидел, удобно развалившись в глубоком кожаном кресле или за бесконечным столом красного дерева). Президент никогда не забывал похвастаться, что дома у него – музей еще из двенадцати таких байков, расставленных в специальном ангаре между работами Джеффа Кунса и Дэша Сноу. В командировки летал на Сейшелы и на Гаваи (никогда не слышала, чтобы в этих благословенных местах торговали нашим продуктом), зависая там потом на долгий уик-энд или пару недель. Увольнял и понижал в должности в 24 часа, без предупреждения, а двери для опального сотрудника были закрыты, доступ к телу защищали 2 секретарши по кличке Сцилла и Харибда.

 

Мы тоже притворялись, что верим в то, что президент – демократ… только демократии в итоге этой двусторонней игры в компании не прибавлялось ни на грош.

 

КУЛЬТ КАРГО развивается в России пышным цветом. Предпосылки успеха этой религии в нашей корпоративной среде очевидны. Когда-то давным- давно, в 90е, к нам прилетели и приехали потомки тех летчиков времён второй мировой и показали нам сладкую жизнь в светлых и чистых офисах с достойной зарплатой, приятным окружением, непыльной и необременительной работой. Нам, детям СССР и Госплана, которые в смысле ведения бизнеса и конкурентной экономики были не папуасами даже, а неандертальнцами. После кризиса 2007 белые боги не то, чтобы улетели – мы их сами потеснили или послали, почуствовав, что вполне овладели церемониям, ритуалам и «пикапу-трикапу» западных корпораций и западных менеджеров, чтобы и самим стать «передовыми», «успешными» и начать с ними конкурировать.


У большинства фирм есть теперь своя миссия и свой гимн, свой флаг и корпоративные вечеринки, свод норм и правил. Сотрудникам сообщается, какие ценности им предписывается исповедовать, и каких показателей достигать. У топ-менеджеров есть свои клубы. Процветает фирменный стиль в одежде и в аксессуарах…И всё это в точности соответствует описаниям из книги начала 80-х «Неоколониализм: формирование национальных элит в странах тропической Африки».


В одной дружественной фирме ввели управление по показателям эффективности. Предполагалось, что в начале календарного года руководитель будет проводить беседу-целеполагание со своими подчиненными, в ходе которых будут сформированы ключевые задачи и показатели эффективности сотрудника на текущий год.В конце календарного года будут подводиться итоги, по итогам выплачиваться бонусы… А в реальности сотрудники «настигали» своего босса для беседы-целеполагания лишь за месяц-полтора до окончания года, когда руководитель осознавал, что ему нужно срочно поставить «галочку» в графе «диалог-целеполагание». В ряде случаев постановка целей вообще производилась задним числом и «оценки» выставлялись безо всякой привязки к реальности. Зато HR гордо рапортовал высшему руководству, что управление по показателям эффективности интегрировано, и 100% сотрудников имеют четко поставленные цели и показатели эффективности.

 

В то время как сотрудники охотились за боссом (причем, често сказать, не столько стремясь получить цели и задачи, сколько не желая упустить потенциальный бонус), а для босса все эти КИ-ПИ-АЙи и ТАРГЕТ ДИАЛОГи были той самой формой, формальностью, церемонией, соблюдение которой автоматически гарантирует сытное и спокойное существование. Боюсь, эффективности в той фирмы не прибавилось ни на йоту(: 


Минусов у КУЛЬТА КАРГО значительно больше, чем плюсов.

 

1) КУЛЬТ КАРГО отвращает от корпоративной культуры лучших и самых профессиональных сотрудников - людей думающих и совестливых, которые любят работать, а не заниматься политикой, предпочитают разумно и эффективно распределять время, а не тратить его на шаманские танцы и бесполезные ритуалы; мы знаем многих людей, которые навсегда покинули корпоративный бизнес, потому что видели отсутствие содержания за красивыми форматами и не захотели тратить драгоценное время жизни на строительство фасадов «потёмекинских деревень»;

 

2) как и в случае с папуасами, сколько ни строй деревянных макетов самолетов, сколько ни кричи в банан-микрофон, сколько ни раскрашивай тело символикой белых богов – железные птицы не прилетают, сгущёнка с тушенкой с неба не падают, исцеления болезней не происходят. Не приходит в компанию демократия, не повышается мотивированность сотрудников, не растут ключевые показатели эффективности, и все другие бизнес-параметры тоже не растут. Если кому и хорошо – так это жрецам культа… но тут мы прекращаем проводить параллели:)

 

3) более того, фанатичное следование КУЛЬТУ КАРГО, поощряемое верховными жрецами, может в худшем случае навредить бизнесу, а в не самом худшем – повлечь дополнительные расходы.

 

И тут я расскажу еще одну историю про наших хороших друзей – компанию с замечательными инновационными брендами, «подвинутыми» на любимой работе сотрудниками и прогрессивным менеджметом. Прогрессивный менеджмент, постоянно тестируя и пробуя новые методы и подходы, пригласил к себе команду специалистов для интеграции в компании проектного управления (у вас кольнуло под ложечкой? вы знаете, что такое проектное управление?).

 

Так вот, через неделю работы перед трудовым коллективом выступил один из представителей команды. Который призвал всех сознательных сотрудников компании немедленно выдать на-гора как можно больше проектов. Давайте, - призывал он, - в недельный срок каждый из вас предложит хотя бы по одному, а лучше по нескольку проектов, чем больше, тем лучше (что, под ложечкой колет сильнее? Вы не знаете, как справиться с расплодившимися в вашей организации проектами и проектными командами?)!! Хочется верить, что прогрессивный менеджмент рационализирует энтузиазм своего нового сотрудника, потому что иначе вся энергия и всё время высокопрофессиональных сотрудников будет «ухлопано» на «культ проектов».

 

А поскольку управление каждым проектом стоит денег – будут «ухлопаны» еще и деньги компании.

 

4) КУЛЬТ КАРГО вредит здоровью, психологическому и физическому!

И вот тут обещанная «страшилка» про корпоративники. Точнее, про ОДИН корпоративник ОДНОГО крупного финансового холдинга. Полторы тысячи сотрудников холдинга собрали в модном клубе максимальной вместимостью пятьсот человек и заставили веселиться. Веселиться было жарко и тесно, еда и напитки закончились в первые же пятнадцать минут, в туалеты стояли часовые очереди, в и без того переполненное помещение проникли подозрительные малознакомые люди, руководство, ощутив дискомфорт, смылось сразу после собственной речи, которую никто не слышал по причине плохой акустики, а сотрудникам смыться не удалось, потому что в гардероб стояла не просто очередь – там началась давка, двоих сотрудников чуть не затоптали, несколько девушек потеряли сознание.

 

Охрана клуба добавляла экстремального веселья – они выставляли на улицу БЕЗ ВЕРХЕЙ ОДЕЖДЫ всех, кто им не нравился или казался слишком пьяным – и люди оказывались на улице в двадцатиградусный мороз. Вы представляете себе разговоры в курилках на следующий день? И кривую лояльности? А вот юноше, который организовывал корпоратив, была объявлена публичная благодарность. А что? Ритуал-то соблюден. Боги наверняка довольны, и плевать им на пару-тройку вакханок, которым не повезло в мистериях...

 

Расцвет КУЛЬТА КАРГО в России красочно и драматично комментирует Вячеслав Максимов, бизнес-тренер и писатель, материалами которого мы воспользовались при написании этого рассказа:

 

Мы строим огромную плазменную фальш-панель самообмана величиной с Красную площадь. И тешим себя тем, что та полуфеодальная модель корпоративной культуры, которая прикрыта сверху глянцем давно вышедших из употребления и на Западе и на Востоке бизнес-инструментов и атрибутикой современных западных фирм, и с которой производятся практически ритуальные действия в духе «культуры карго», якобы и есть наш способ эффективно трудиться.

 

Но вы не грустите. 

 

Во-первых, все написанное выше – это же не про вас и не про ваши компании, правда?

 

Во-вторых, форма не так уж бесполезна – и иногда костюмы, улыбки, магические слова и красивые презентации приносят рИальный бизнес-результат – это мы как маркетологи говорим:).

 

А в-третьих – через неделю мы все-таки напишем что-нибудь предновогоднее и лирическое –

даем слово DOLPHINGAMES!!


www.dolphingames.ru  

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

ИЗБРАННОЕ

Феномен H&M - Marketing Rulezz

03.11.2016

1/3
Please reload

АРХИВ
Please reload

ТЭГИ
ДОБАВЬТЕ НАС
  • facebook
  • twitter
  • insta

СВЯЗЬ

звоните, пишите, лайкайте!

Быстрая связь через форму:

8 906 730 92 28

© DOLPHINGAMES.    Design by lenanayashkova.com

  • facebook2
  • twitter2
  • insta2